 Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 112
Репутация: 1
Статус: Offline
| Институт образования – основной, хотя и не единственный, институт, обеспечивающий социализацию и инкультурацию в обществе. Остальные институты (например, семьи), так или иначе, поскольку имеют культурную составляющую, тоже служат социализации и инкультурации, однако для них это – побочное следствие выполнения основных функций. Институт же образования имеет эту функцию как основную, которой подчинены вся его организация и все остальные, частные цели. Поэтому, говоря об образовании, невозможно ограничиться только отдельными, частными его сторонами – например, финансированием, методикой, распределением часов или обеспечением инфраструктурой: проблемы образования имеют фундаментальный характер и сказываются на больших, инерционных процессах в обществе. Институт образования преследуют две главные цели: подготовка квалифицированных специалистов для социальных организаций (рабочих, инженеров, ученых, управленцев и т.д.) и воспитание полноценной личности члена общества, причем обе цели взаимно дополняют друг друга. Подготовка специалиста заключается в овладении необходимым уровнем знаний и приемов мышления, а также в выработке соответствующих умений и навыков их реализации. Воспитание полноценой личности состоит в достижении определенного, базисного уровня культуры – постижении идеалов и ценностей культуры, овладении соответствующими моделями поведения, нормами и целями, которые обеспечивают приемлимую степень социального взаимодействия между членами общества. Связь между профессиональной подготовкой специалиста и воспитанием личности имеет как формальный, так и содержательный характер. В самом деле, знания и приемы мышления, которыми овладевает специалист и без которых невозможна его профессиональная деятльность, вырабатываются не в данной частной области, они вырабатываются в культуре в целом как часть процесса освоения реальности и его результат, и данная область выступает лишь как конкретное приложение этих общих достижений. Аналогично и навыки и умения, посредством которых в ходе коллективной деятельности реализуются знания, вырабатываются не в самих профессиональных коллективах как таковых, а являются специфической формой применения общих норм и правил поведения, образуя, своего рода, субкультуру и профессиональную общность в составе общества в целом. Таким образом, квалифицированный специалист, не придерживающийся ценностей и норм поведения, принятых в обществе, не может эффективно выполнять свои обязанности – поскольку не сможет нормально сотрудничать с коллегами. С другой стороны, стать полноценным членом общества, социализироваться, не получив профессиональных навыков, так же невозможно, поскольку отсутствует практическая основа для социальных взаимодействий – нет области проявления человеческих качеств вне какого-либо поля профессиональной или статусно-ролевой деятельности. Неформальные общности (например, друзья), в которых в наиболее полной степени проявляются личностные качества, во-первых, не самодостаточны и складываются в рамках других, статусно организованных общностей (на работе, в учебном заведении; даже если это «друзья во дворе», каждый из них уже где-то занят), а во-вторых, складываются на основе общей деятельности или общих интересов – также, во-многом, формирующихся в ходе специальной, профессиональной деятельности.Добавлено (28.01.2010, 16:43) --------------------------------------------- Исходя из выше сказанного, вполне очевидна связь образования и науки – профессиональная деятельность требует научных и технических знаний и умений, и процесс обучения построен на овладевании этими знаниями и на выработке соответствующх умений. Однако, если знания и умения, необходимые для конкретной профессиональной деятельности, поданы вне своего более широкого научного и общекультурного контекста, т.е., если образование ориентировано на выпуск узких специалистов, последние оказываются лишены навыков и средств для широкого обощения и концептуализации. Это приводит к тому, что узкие специалисты лишены возможности участвовать в общенаучной инновационной деятельности, а также серьезно ограничены в модернизации в рамках своей профессиональной деятельности – поскольку они ориентированы на выполнение строго определенных операций (практических и мыслительных) и руководствуются ограниченным набором целей деятельности и критериев ее оценки. Все, что выходит за рамки этих операций и целей, т.е. их основания, связи с другими операциями, с другими областями и т.п., остается узкими специалистами неосознанным, в лучшем случае смутно понимаемым – а значит, не учитывается. Следовательно, для обеспечения инновационных возможностей общества необходимо, чтобы система образования готовила специалистов широкого профиля, а конкретная специализация проводилась уже в ходе дальнейшей их профессиональной деятельности. Это возможно только в рамках определенной «университетской» организации системы образования, ориентированной на формирование универсального знания и соответствующего мышления посредством преподавания научных дисциплин. И уже в рамках этого принципиального положения нужна отдельная методическая работа и балансировка универсальных и специальных знаний. Не меньшую роль образование, как институт, направленный на формирование и социализацию личности, играет в трансляции и воспроизводстве культуры. Осуществляется это через те элеметы образования, которые акцентируют внимание на смысле и ценностях жизни, на нормах поведения и базовых оценках, существующих в обществе, а также на знаниях, описывающих и характеризующих общество и его окружение в целом. Это и преподаваемые дисциплины (прежде всего, литература, история, философия и т.п.), и статус и авторитет учителей и преподавателей, и внутри- и межгрупповые отношения учащихся, и авторитет и статус руководства образовательных учреждений – целый комплекс элементов института образования, определяющих его конкретную форму. Обоснованный авторитетом преподавателей и учителей общий образ общества, его исторические и смысловые перспективы, комплекс моральной и личностной проблематики непосредственно формируют пространство личного осмысления, экзистенциального и морального выбора учащихся, которые, претворяясь в практическом социальном опыте в рамках образовательного учреждения, образуют общие модели и стереотипы поведения, личную и гражданскую позицию. И потому, личность выступает носителем и сотворцом культуры. В первом случае обеспечивается приемственность моментов существования культуры в истории, а также ее воплощение в реальной социальной жизни. Во втором случае обеспечивается развитие культуры и ее реакция на изменяющиеся условия, причем, в масштабах всего общества – аналогично инновационной научно-технической деятельности, личность, вне общего культурного контекста, лишена осознания принципов и базовых ценностей культуры, а потому не способна на их основе развивать культуру и реагировать на изменения обстановки. Добавлено (28.01.2010, 16:44) --------------------------------------------- Иными словами, институт образования должен обеспечивать культурное единство общества в целом и определенный культурный и профессиональный уровень членов общества. Добиться решения этой проблемы в выше указанном ключе возможно лишь при соблюдении некоторых фундаментальных условий. В первую очередь необходимо обеспечить преемственность образования на протяжении всех этапов обучения и во всех сферах образования – в противном случае возникают разрывы и несогласованности знаний и представлений у людей, обучавшихся в различных сегментах системы образования. Эта преемственность должна иметь как концептуально-методический, так и ценностно-информационный характер, причем, последний отвечает за единство мировоззрения и понимания наличного полжения общества, а первый – за стереотипы и логику мышления. Оба в совокупности обуславливают возможность согласованных действий и оценок членов общества в любых социальных стратах и общностях, а значит, обеспечивают целостность общества. Из этого вытекает второе условие – функционирование системы образования как единой, иерархически построенной и целостной организаии. Иерархический порядок обусловлен двумя моментами. Во-первых, этапами становления личности, а значит, разницей объема и содержания усваиваемых знаний и вырабатываемых умений и навыков. Причем, никогда заранее нельзя сказать, кто из обучающихся останется просто работником, а кто продолжит свой карьерный рост, и, следовательно, ему понадобятся знания и навыки более высокого уровня. Система образования, таким образом, заранее должна быть ориентирована на передачу широкого спектра знаний и умений, задающих планку обучения у учащихся – а будут они реализованы на практике или нет, зависит уже от самих выпущеных специалистов. Во-вторых, иерархическим характером самого общества, которому требуются специалисты не только разного профиля, но и разного уровня знаний и ответственности, за подготовку которых и отвечают учреждения разных уровней. Причем, учреждения более низкого уровня не только передают соответствующие знания и умения, но и готовят учащихся для обучения на более высоком уровне – т.е. на более низком уровне должны преподаваться знания и вырабатваться приемы мышления, позволяющие освоить знания и умения более высокого уровня. Из иерархического характера организации системы образования вытекает необходимость ее централизации и наличия единого центра управления образовательными учреждениями, задающего уровень (стандарт образования) и формы (методику) образования, а также контролирующего сам ход образовательного процесса. Наконец, из функции трансляции культуры и социализации вытекает необходимость не просто массового характера образования, но охват им всех членов общества, вне зависимости от социального и территориального положения – иначе члены общества будут проходить разную инкультурацию и социализацию, что в перспективе приводит к социальному и культурному (а значит, мировоззренческому и поведенческому) разрыву между прошедшими и не прошедшими обучение в полной мере. При обеспечении этих условий – преемственного, иерархического, централизованного и всеобщего образования – члены общества получают мировоззренческое, поведенческое и коммуникационное единство (разумеется, о полной гомогенности говорить нельзя), на основе которого возможно единство и солидарность общества, что особенно актуально в современном мире, с его развитием информационной сферы и определенной хаотизацией. В связи с вышесказанным закономерно встает вопрос о современном состоянии отечественного образования. В отношениии него встречаются две взаимоисключающие в определенном плане позиции – о кризисе и даже коллапсе образования в России, с одной стороны, и о развитии и прогрессе образования, выходе его на мировой уровень, росте его инновационного потенциала, с другой. Однако обстоятельного анализа системы образования, подтердающего или опровергающего указанные позиции встречно не было - есть лишь исследования отдельных аспектов этой проблемы, не дающие в полной мере целостного представления. Особенно это важно, поскольку институт образования – один из фундаментальных институтов общества, достаточно жестко связанный с другими фундаментальными институтами и состоянием общества в целом, а потому его проблемы сказываются на всех остальных, и наоборот. Следовательно, при исследоовании института образования необходимо не только анализировать собственно его состояние, но и прослеживать его связи и функции с другими институтами и с обществом в целом. Соответственно, встает вопрос о разработке исследовательской модели, как это самое современное состояние системы образования можно отобразить - в каких параметрах, какими данными и т.п.
|