Вторник, 14.02.2012, 11:25

НАСА ФФС

Научная Ассоциация Студентов и Аспирантов Факультета Философии и Социологии ГОУ ВПО БашГУ

| RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: bettelgeyze 
Форум » ФФС » Философия » Китай и китайская философия
Китай и китайская философия
ВиконтДата: Среда, 24.02.2010, 16:47 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 112
Репутация: 1
Статус: Offline
В процессе разговора возник вопрос, решили его переместить в отдельную тему.

Итак, Китай, китайская цивилизация и китайская философия. Что привлекает или, может быть, отталкивает в них?
Про себя могу сказать, что привлекает, прежде всего, стройность социокультурных форм, глубина и метафоричность рефлексии. Китайская цивилизация - одно из самых отрефлексированных и устойчивых традиционных обществ, которое, к тому же (при нашей, разумеется, помощи - но тем не менее самостоятельно) успешно пережило модернизационный переход. Первое роднит Китай с Византией, второе - с нами. Вместе с тем, китайская цивилизация является весьма отличной от нас, а потому представляет собой весьма хороший материал, модель для исследования механизмов и институтов, обеспечивающих как устойчивость, так и развитие социальных систем - поскольку даны они хорошо, но наши эмоции не будоражат (как, например, будоражит советский период нашей истории).

В общем, с почином - предлагаю начать первую дискуссию на нашем форуме:)

 
bettelgeyzeДата: Среда, 24.02.2010, 17:19 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 121
Репутация: 1
Статус: Offline
мне лично, китайское общество не кажется таким уж устойчивым. исходя из того, что я знаю (читай? краем уха слышала), в Китае редко бывали спокойные периоды - то феодальные войны, то покорение провинций, то гражданские войны, то революции и т.д. просто, раз мы об этом не знаем, это не значит, что этого не было...
 
ВиконтДата: Среда, 24.02.2010, 17:28 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 112
Репутация: 1
Статус: Offline
Дык, где этого не было? Даже в оплоте спокойствия второй половины ХХ века - СССР - было много всякого. Проблема в другом. Во-первых, в постоянном восстановлении социальных структур после почти любого кризиса. Например, после монгольского завоевания, когда китайцев фактически не осталось, только мигранты в южные некитайские государства - своего рода "реконкиста" с последовавшем восстановлением имперского государства, типа экономики и культуры в целом. Не смотря на то, что этнический состав полностью изменился. Почему? А вот, огромная сила культурной системы. Второй фактор - огромная мощь интеграционных процессов для некитайцев (имеется ввиду, разумеется, сходных народов), включение их в общую социокультурную систему. Иногда это, конечно, называют, ассимиляцией;))) В СССР решали во многом схожую задачу, и она фактически удалась - но ведь Китай делал это на протяжении более десяти веков, и неизменно успешно (Тибет и уйгуры - это мелочи по сравнению с остальными нагрузками Китая)!
Другое дело, что это не должно выражаться в своего рода "ориентализме", антиподе западничества (дескать, Китай это огого, давайте у них учиться). Но опыт примечателен.
 
bettelgeyzeДата: Четверг, 25.02.2010, 10:00 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 121
Репутация: 1
Статус: Offline
ну значит необходимо выделить факторы, которые позволяли Китаю так хорошо держаться, факторы объективные, которые неустранимы и неперносимы на нашу почву, сравнить с нашими условиями и сделать вывод wink
 
ВиконтДата: Четверг, 25.02.2010, 13:19 | Сообщение # 5
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 112
Репутация: 1
Статус: Offline
Мне кажется, первый фактор - это отсутствие внешних врагов, угрожающих уничтожением Китая, при наличии постоянных более мелких угроз (кочевники). Это дало постоянную необходимость сильного государства и переориентировало прежде всего на внутренние проблемы управления. Второй фактор - наличие мощной письменной культуры, сопряженной с мифологией и государством. Третий - определенная замкнутость месторазвития внутри себя и целенаправленное освоение его силами государства же (каналы как транспортные сети).

Мне кажется, применение евразийства к другой цивилизации удобнее сделать именно в отношении Китая в первую очередь.

 
bettelgeyzeДата: Четверг, 25.02.2010, 13:28 | Сообщение # 6
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 121
Репутация: 1
Статус: Offline
а каковы были отношения Китая и Японии? что-то мне в этом направлении покоя не дает...
 
ВиконтДата: Четверг, 25.02.2010, 13:40 | Сообщение # 7
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 112
Репутация: 1
Статус: Offline
А практически никаких. небольшая торговля, миссионерская деятельность китайских монахов, и все по-моему.
 
bettelgeyzeДата: Пятница, 26.02.2010, 11:31 | Сообщение # 8
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 121
Репутация: 1
Статус: Offline
разве кто-то из них кого-то не завоевывал? вроде Китай некоторое время находился под властью Японии? или я что-то путаю?
 
ВиконтДата: Вторник, 02.03.2010, 01:08 | Сообщение # 9
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 112
Репутация: 1
Статус: Offline
Путаете, глубокоуважаемая модератор;) Китай, кажется, пытался завоевать Японию, вроде бы при чингизидах - но флот бы уничтожен бурей. Ну и в ХХ веке, во Второй Мировой - Япония оккупировала значительную часть Китая - но того как государства уже не было, гражданская война шла.
 
RezavýOhařДата: Суббота, 06.03.2010, 09:40 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
ух разговорились))
на мой взгляд стабильность китайского общества состоит еще и в том, милсдари и милсдарни, что Конфуциантво(впитавшее в себя черты других школ, например легизм) было фактически идеологией китайского и общества и государства, формировало умы китайцев. Следование всем принципам учения(таким как "жень", "сяо", "и" и други) было обязанностью благородного цзюнь-цзы, и, таким образом, “благородный человек” Конфуция – это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Этот идеал становился обязательным для подражания, приблизится к нему было делом чести и социального престижа особенно для тех, представителей высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных
бюрократов-администраторов, которые с эпохи Хань (III в. До н. э.) стали
управлять китайской конфуциальной "партией".

при ханьском императоре У-Ди (140 – 87 до Р. Х.) Конфуций был обожествлен, его учение стало официальным, а все его труды были канонизированы. Изучение и использование принципов Конфуция стало обязательным прежде всего для государственных чиновников. Так продолжалось вплоть до Синьхайской революции 1911 года, когда конфуцианство потеряло статус государственной религии.

После прихода к власти Коммунистической Партии Китая в 1949 году культ Конфуция был запрещен.

В ряде отдаленных районов наряду с конфуцианством процветал даосизм с его "у-вэй"(принципом недеяния).

Тем самым стабильность китайской мысли вела его к относительной "стабильности" общества....
вроде ничего не напутал, если повтраился где-нибудь или переврал, прошу простить меня , Милостивые государи...откланиваюсь до следующего входа, убегаю на репу...

Сообщение отредактировал RezavýOhař - Суббота, 06.03.2010, 09:43
 
ВиконтДата: Вторник, 09.03.2010, 00:58 | Сообщение # 11
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 112
Репутация: 1
Статус: Offline
Так-то оно так, просто мне кажется, не суть важно, ЧТО ИМЕННО было канонизировано, важно, как канон был встроен с культуру и социальную организацию, а значит, воплощался в жизни. Это - серьезнее, поскольку от этого зависит устойчивость непосредственно, поскольку конфуцианство не превращалось в свод благоглупостей.
Кстати, конфуцианство составляло большой разветвленный культурный комплекс, в который входили помимо него еще даосизм, буддизм и местный верования, причем, каждый элемент исполнял свою роль и дополнял все остальные.

ПС зачем "простить";) все мы тут коллеги;)))))

 
bettelgeyzeДата: Пятница, 12.03.2010, 18:00 | Сообщение # 12
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 121
Репутация: 1
Статус: Offline
ну выскажу свое мнение. вы оба парни правы wink дело и в том, как идеал встроен в общество и культуру (можно сравнить, например, с идеалом демократии, распространенным в США), и что именно это за идеал (здесь можно сравнить с фашистской Германией)... то есть оба фактора важны, и их оптимальное сочетание как раз и дает устойчивость общества (естественно не только они, но мы ведь сейчас говорим именно об этом).
 
ВиконтДата: Пятница, 12.03.2010, 19:46 | Сообщение # 13
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 112
Репутация: 1
Статус: Offline
smile Я, собственно, это и имел в виду.

Здесь тогда имеет смысл рассмотреть, оба направления - и как именно идеал встроен в общество, и какой это идеал. Точнее, какие идеалы, поскольку конфуцианство было не единственным идейным концептом в Китае.

 
bettelgeyzeДата: Пятница, 12.03.2010, 20:30 | Сообщение # 14
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 121
Репутация: 1
Статус: Offline
скажем так - оно задавало генеральную линию..

давайте рассмотрим. думаю, следует начать с того, что это за идеал.

во-первых, на мой взгляд, конфуцианство как мировоззрение направленно в первую в очередь на коллективные ценности, на вопросы как раз урегулирования социальных отношений (не будем забывать про ритуал). и в основном за счет таких вот ориентровок он мог деражать общество. как-то так. видимо, сделать можно и больше выводов, но мне пока ничего в голову не приходит.

насчет, встроенности идеала в общество, Илья Валерьевич, вы думаю, можете сказать больше меня wink

 
ВиконтДата: Пятница, 12.03.2010, 22:01 | Сообщение # 15
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 112
Репутация: 1
Статус: Offline
основа собственно китайской мысли - Небо, как образ "высшего мира", законам которого подчиняется все, в т.ч. и общество. Само Небо - это "дэ", воплощенная вселенная, порожденная дао, творческой силой, о которой нельзя ничего сказать, кроме того, что оно есть и все творит.

Соответственно, все живое существует постольку, поскольку его творит дао и поскольку оно соответствует "закону Неба" - в т.ч. и человек, и государство. Человек, постигший законы Неба и воплощающий их - есть "благородный муж". Империя, которая соответствует закону Неба - процветает и спокойна. А вот все остальное - от ритуалов и законов до обучения - направленно на то, чтобы были люди, постигающие законы Неба и чтобы оные законы были-таки воплощены в государстве.

 
Форум » ФФС » Философия » Китай и китайская философия
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright ГОУ ВПО БашГУ © 2012Создать бесплатный сайт с uCoz